Дина Дурбин (Deanna Durbin, настоящее имя Эдна Мэй Дурбин) родилась 4 декабря 1921 года в Канаде, она была ребенком, когда ее родители уехали из канадских снегов в солнечную Калифорнию, в США. Мать рано заметила в девочке способности к пению. С восьми лет она брала уроки вокала и очень рано начала петь на вечеринках, в радиопостановках, зарабатывая на карманные деньги. В 30-е годы мюзикл был коронным жанром Голливуда. Не удивительно, что юная девушка со звонким, как колокольчик, голосом была быстро замечена продюсерами. В 1935 году вместе со своей подружкой Джуди Гарланд она снялась в короткометражной ленте-мюзикле студии MGM «Каждое воскресенье».
По стечению обстоятельств, контракта с MGM не получилось и Дину Дурбин «перехватила» студия Universal. Именно здесь состоялся ее первый успех: мюзикл «Три милых девушки», в котором она снялась в возрасте 15 лет, стал отправной точкой головокружительной карьеры юной актрисы. Фильмы следовали один за другим, «Сто мужчин и одна девушка», «Первый бал », «Весенний вальс », «Все началось с Евы»… На пике ее карьеры в год снималось по четыре фильма с ее участием.
Ее обожали кинокритики и зрители. Про «юную Золушку» писали книги, американские девочки играли в куклы, сделанные по образу Дины Дурбин. Но потом произошло то, что должно было произойти: юная Золушка повзрослела. Публика не приняла ее нового облика и в 1948 году студия Universal разорвала с ней контракт.
Это был, несомненно, самый черный период ее жизни. Был неприятный денежный иск от Universal, хотя, как говорили, ее фильм «Три милых девушки» в свое время спас студию от банкротства. От нее вдруг отвернулся и Голливуд, и публика. Как бы там ни было, в 1949 году она не только прекратила свою карьеру в кино, но и уехала навсегда из США во Францию, вместе со своим третьим мужем, французским режиссером Шарлем Давидом.
Жизнь во Франции
Переехав во Францию, Дина Дурбин наглухо закрыла двери и перед прессой, домогавшейся интервью со звездой. Она отказалась принять приглашение популярного телеведущего, Фредерика Миттерана (племянника президента Франции), который хотел записать с ней интервью для своей программы «Звезды и полотна». Неузнанная никем, она гуляла по улицам Нефль-ле-Шато, парижского пригорода, где они поселились с мужем, или по улицам Парижа, где у них тоже была небольшая квартирка, и «наслаждалась анонимностью». Как она рассказывала в единственном интервью, которое она дала в Париже в 1978 году журналу «Сине ревю», ей очень нравилась Франция, нравилась эта спокойная жизнь. Кстати, в октябре 1978 года в Нефль-ле-Шато у нее появился новый сосед: некий беженец из Ирана, аятолла Хомейни, проживший там целый год.
Полностью отказавшись от контактов с внешним миром, актриса делала единственное исключение: для своих поклонников. Она отвечала на письма фанатов со всего мира, посылала свои фото с автографом. В интернете ходит история о некой поклоннице Дины Дурбин из Ялты, которой тоже посчастливилось получить письмо от кинозвезды…
Дина Дурбин в СССР
Карьера Дины Дурбин прервалась в 1948 году, но в мире ее слава продолжала греметь еще долгие годы. В частности, в СССР, куда фильмы с ее участием попали в числе трофейных лент, захваченных в 1945 году в берлинском киноархиве. После страшных лет войны и предшествовавших им сталинских чисток, голливудские фильмы, хлынувшие вдруг на советские экраны, были несомненным глотком свежего воздуха. «Серенада солнечной долины» , «Тарзан», «Девушка моей мечты», а также картины с юной Диной стали культовыми для целого поколения советских людей.
Появился новый стиль в одежде, появилось новое поколение молодых людей, именовавших себя «штатниками» (впоследствии их назовут «стилягами»). Трофейное кино задавало этот стиль. «Глядя на голливудских девушек и суровых гангстеров в двубортных костюмах и шляпах, запоминала русская молодежь модели одежды», - писал Эдуард Лимонов.
Но трофейная волна кино затронула не только моду и стиляг. Это явление было гораздо шире и глубже. Появился «джаз на костях», новые музыкальные веяния, новые киногерои, новые мечты. Для многих Дина Дурбин была воплощением этих свежих веяний, дававших людям отдых от серой и порой ужасающей советской повседневности. Великий Мстислав Ростропович рассказывал, что когда ему было 16, и он учился в Московской консерватории, он смотрел фильмы с Диной Дурбин «по сто раз». Он считал, что именно она предопределила его карьеру музыканта. «Я был в нее влюблен безумно. И если я к ней поеду, позвоню, и мне откроет дверь даже слуга, я просто упаду на колени. Потому что я хочу, чтобы она знала - ведь именно ей я обязан моей такой хорошей карьерой музыканта», - вспоминал Ростропович.
Вдохновлявшая музыкантов и целые поколения, Дина Дурбин скончалась, прожив большую часть жизни так, как она хотела, в полной безвестности. После смерти ее мужа в 1999 году, о ней заботились ее дети и внуки. Мы даже не знаем точной даты ее смерти. Ее сын, Питер, сообщил 30 апреля, что актриса Дина Дурбин «скончалась несколько дней назад»…
И если во Франции это событие прошло практически незамеченным, в России, на всем постсоветском пространстве, многие узнали о ее кончине с огромным огорчением.