Виновата все она!!!! Это все наша Людочка, из-за которой я стала вот уже сколько времени зависима от этой страны и его производства))
Немного истории
Новым и весьма перспективным видом массового искусства в Турции в XX в. становится кинематография.
Первые турецкие киностудии возникают после установления республики: «Кемаль филм», «Ипекчи филм», «Мармара филм», «Сес филм» и др.
В студии «Кемаль филм» были созданы первые турецкие фильмы: «Трагедия одной любви», «Огненная рубашка», «Леблебеджи Хорхор». Картина «Огненная рубашка» была поставлена по одноименному роману писательницы Халиде Эдиб, посвященному национально-освободительной борьбе Турции 1918-1923 гг. В фильме участвовали ведущие артисты стамбульского городского театра: Ведиа Муввахид, Мухсин Эртугрул и Нейрие Эртугрул. В главных ролях фильма «Леблебеджи Хорхор» (по известной оперетте композитора Тиграна Чухаджана) снимались артисты того же театра Бехзад Бутдак, Кемаль Кючюк, Медддх Сюрюри. Через несколько лет эта оперетта была экранизирована повторно в студии «Ипекчи филм» с участием артиста Бехзада Бутдака.
В 1925-1926 гг. М. Эртугрул, во время пребывания в СССР, работал в Москве, в отделе сценариев Госкино, а затем на киностудии в Одессе, где занимался режиссурой фильма «Спартак». Ближайшими коллегами М. Эртугрула во время работы в советском кинематографе были М. Третьяков и С. М. Эйзенштейн.
В 1933 г. совместно с советскими кинорежиссерами А. Зархи и С. Юткевичем был создан большой документальный турецкий фильм «Анкара - сердце Турции». Из фильмов 1930-х гг. заслуживает внимания «Печальный источник», «Бесстрашный Али», а также «Кусок камня» по одноименной пьесе популярного турецкого писателя Решада Нури. К этому же периоду относятся фильмы «Кывырджык-паша», «Повстанец» и «Контрабандисты».
Первая звуковая турецкая кинокартина «Нация просыпается», посвященная национальному строительству в Турции, снята в 1932 г. на студии «Ипекчи филм». В те же годы вышел фильм «Стамбульские улицы».
В годы Второй мировой войны снят турецкий фильм «Насреддин на свадьбе».
В 1955-1956 гг. выпущено более 60 полнометражных турецких фильмов, а в 1956-1957 гг. - около 100. В 1950-е гг. экранизированы кинокартины «Прощайте» по роману Эсата Каратурта, «Здесь пятеро больных» по роману Итема Иззета, «Враг чести» и «Белый платок» по произведениям Яшара Кемаля. Однако общая техническая отсталость кинопроизводства тормозила процесс развития киноискусства и создания высокохудожественных кинокартин.
В страну импортируются сотни фильмов, по большей части из США и Италии. Американским продюсерам делались заказы на производство кинокартин из турецкой жизни («Ататюрк», «Турция на подъеме» и др.).
До Второй мировой войны советские фильмы с успехом демонстрировались в кинотеатрах Анкары, Стамбула, Измира. Большой популярностью пользовался фильм «Петр Первый». С интересом смотрели турецкие зрители кинокартины «Майская ночь», «Пугачев», «По щучьему велению», «Музыкальная история», «Насреддин в Бухаре» и др. После Второй мировой войны прокат советских фильмов в Турции осуществлялся фирмами «Халиль Кемаль» и «Дар филм». В послевоенный период шли «Каменный цветок», «Аршин Мал Алан», «На арене цирка» с дополнительной программой из мультфильмов и др. Следует отметить высокую технику дублирования иностранных фильмов на турецкий язык.
Турецкое правительство предпринимало некоторые шаги в области развития кино. В 1955 г. Министерство просвещения создало Центральное управление по производству научных фильмов. Ему было поручено создание учебных и видовых фильмов, а также диапозитивов. В 13 вилайетах были организованы управления по прокату научных кинокартин.
Работники искусства, в частности «Общество друзей турецкого кино», стремились к улучшению национальной кинематографии. Так, они предлагали ограничить ввоз фильмов из-за границы, не допускать в страну фильмы, не имеющие общественного значения и художественной ценности, направить на стажировку за границу молодых турецких режиссеров, разрешить показ фильмов местного производства лишь после просмотра их специальным жюри. Но в настоящее время ежегодно на национальных киностудиях выходит 50-70 полнометражных игровых кинолент. Стали традиционными конкурсные фестивали отечественных и зарубежных кинокартин в Анкаре, Анталье, Измире, а киносмотр в Стамбуле включен в реестр престижных, официально признанных Международной Федерацией ассоциаций кинопродюсеров (ФИАПФ) фестивалей. В настоящее время в Турции насчитывается около 300 частных кинотеатров.
Однако материально-организационная сфера турецкой кинематографии таит в себе немало парадоксов и явлений, безусловно, негативного свойства. Например, далеко не всем создаваемым кинопроизведениям удается пробиться в широкий прокат (в одном лишь 1994 г. из 70 сделанных кинофильмов до массового зрителя дошли только 16). Подавляющее большинство владельцев частных кинотеатров ради получения максимально высоких прибылей отдают предпочтение кинопродукции иностранных кинокомпаний.
Своеобразно строится и деятельность органов местной цензуры. Министерство культуры и туризма наделено полномочиями запрещать или откладывать кинопремьеры, осуществлять всякого рода «монтажные уточнения», решать вопросы, связанные с представлением картин для
отбора в программы международных кинофестивалей. Однако помимо министерства важная роль в определении экранных судеб готовых к демонстрации фильмокопий принадлежит и губернаторам провинций. Последние, исходя из сугубо личных пристрастий, вправе изымать любую показавшуюся им «крамольной» киноленту даже в том случае, если на ней уже имеется официальное удостоверение, разрешающее прокат фильма.
Тем не менее стоит отметить, что жесткие цензурные ограничения, введенные сразу после сентябрьского 1980 г. военного переворота, к концу десятилетия несколько смягчились, что повлекло за собой частичные изменения в жанрово-тематической палитре национального кино. На рубеже 1980-1990-х гг. в стране стали появляться фильмы, смелее по сравнению с предыдущим периодом трактующие различные аспекты исторического прошлого Турции и ее современность.
Много положительных откликов как в Турции, так и за рубежом, вызвала психологическая семейная драма «Бердель» режиссера Атифа Йылмаза, вышедшая на экраны в 1990 г. Фильм стал событием года благодаря глубоко национальной, отмеченной высокой гражданственностью позиции авторов. Его отличает не только благородство
темы, но и адекватность формы, умелое построение сюжетных ходов повествования, детальные зарисовки повседневного сельского быта, грамотная расстановка психологических акцентов в раскрытии внутреннего мира и мотивов поведения экранных персонажей.
Главную героиню Ханим играет актриса Тюркан Шорай, чья популярность давно перешагнула границы национального кинематографа.
Некоторая либерализация общественной жизни и ослабление цензурного нажима в начале 1990-х гг. дали кинематографистам Турции возможность свободнее подходить к воссозданию и осмыслению различных сторон окружающей действительности. Вместе с тем кинодеятели традиционно избегают обращаться к злободневным и острым политическим проблемам, которые, если и затрагиваются в создаваемых кинопроизведениях, то мельком и остаются для не знающего историю страны рядового зрителя лишь далеким и трудно уловимым фоном.
Показательна в данном отношении кинокартина Тунча Башарана «Не стреляйте в воздушного змея» (1989), действие которой происходит в одной их женских тюрем. Камерный, личностный подход доминирует также в получившей большую известность кинопостановке Башара Сабунджу «Путник» (1993). В фильме убедительно показана беспросветность существования и духовная нищета людей благодаря мастерству актеров, детально воспроизводящих психологизм драмы.
Духовностью, обращенной к личному «я», и одновременно душевностью, апеллирующей к другим, наполнены кинопроизведения «Пиано, пиано...» (1991, режиссер Т. Башаран) и «Проклятье» (1993).
Одной из особенностей развития турецкого кино 1990-х гг. стал стремительно нарастающий выпуск кинолент весьма откровенного любовно-эротического толка, снятых все больше на местных студиях.
В настоящее время турецкий кинематограф, несмотря на конкуренцию со стороны телевидения и видео, остается важным феноменом культурной и общественной жизни страны. Приобретают особенную популярность турецкие фильмы сериалы. Например, видео турецкого фильма сериала Гюмюш бьёт все рекорды в Турции по сбору аудитории, - в своё время в нашей стране можно было наблюдать подобный эффект при просмотре Санта-Барбары.
Смотреть турецкие фильмы в Стамбуле по ночам - особое удовольствие. В небогатых кварталах, где окна выходят одно к другому, запросто можно увидеть в соседнем окне старый, "советский" телевизор с голубым экраном.
Помимо турецкого фильма Gumus значительную популярность имеют такие картины как фильм Турецкие сладости, турецкие фильмы Июньская ночь, Млечный путь, Дорога, Турецкие наслаждения, Горькая жизнь (который, впрочем, является ещё и турецким сериалом).
Турецкие актёры в Турции имеют особенную популярность, наравне с представителями эстрады и политическими деятелями.
С развитием широкополосного доступа всё популярнее становится скачивать турецкие фильмы бесплатно, или смотреть турецкое кино и фильмы онлайн.