Место встречи изменить нельзя
Детективный телесериал.
СССР, Одесская киностудия, 1979
Режиссер: Станислав Говорухин.
Сценаристы - Георгий Вайнер, Аркадий Вайнер.
В главных ролях
Владимир Конкин - старший лейтенант Владимир Шарапов.
Владимир Высоцкий - капитан Глеб Георгиевич Жеглов.
Сергей Юрский - Иван Сергеевич Груздев.
Армен Джигарханян - Карп ("Горбатый").
Александр Белявский - Фокс.
Евгений Евстигнеев - Пётр Ручников.
Евгений Шутов - подполковник Сергей Ипатьевич Панков.
Наталья Данилова - младший сержант Варвара Синичкина, подруга Шарапова.
Виктор Павлов - Сергей Левченко.
Станислав Садальский - Константин Сапрыкин ("Кирпич").
Лариса Удовиченко - Мария Афанасьевна Колыванова ("Манька Облигация").
Светлана Светличная - Надя, сестра Ларисы Груздевой.
Наталья Фатеева - Ингрид Карловна (Ира) Соболевская.
Лето 1945-го. Отгремел салют Великой Победы и страна постепенно начинает возвращаться к мирной жизни. Из "огня да в полымя" попадает молоденький коммандир разведроты Володя Шарапов (В. Конкин), придя по распределению в МУР, в отдел по борьбе с бандитизмом. В городе лютует банда "Чёрная кошка", наводя ужас на москвичей. В схватку с бандитами вступает капитан Жеглов (В. Высоцкий), для которого Шарапов вскоре становится правой рукой...
Капитан Жеглов в этой картине, снятой по роману братьев Вайнеров режиссёром Станиславом Говорухиным, это одна из самых ярких ролей гениального Владимира Высоцкого. Созданный образ безпощадного борца с бандитами, настоящего героя послевоенного времени, бесподобен по своему реализму и эмоциональной насыщенности.
История:
25 лет назад, режиссер Станислав Говорухин на Одесской киностудии руководил первым съемочным днем телесериала «Место встречи изменить нельзя», ставшего самым популярным «телехитом» в бывшем СССР. Культовую ленту Говорухин поставил по роману братьев Аркадия и Георгия Вайнеров «Эра милосердия» (в основу романа положены реальные события из жизни). Сейчас братья Вайнеры проводят подготовительную работу к съемкам продолжения телефильма «Место встречи изменить нельзя-2». Вайнеры рассказывают, что идею создать сценарий фильма к их роману подсказал Высоцкий, пожелавший «застолбить» Жеглова. Ради него писатели даже пошли на изменение внешности героя: в романе Жеглов был высокий и плечистый красавец. Говорят, режиссером должен был стать Алексей Баталов. Но Баталов по каким-то причинам не смог, и снимал Станислав Говорухин. Он провел кинопробы на Жеглова формально, только чтобы отчитаться перед руководством, и утвердил Владимира Семеновича. А вот с ролью Шарапова возникли трения. Вайнеры хотели видеть в этой роли Евгения Герасимова (но он, занятый в другой картине, отказался, о чем потом серьезно пожалел, сказав, что сыграл бы эту роль лучше Конкина) или Евгения Леонова-Гладышева, но его пробы забраковал худсовет (актеру досталась в фильме эпизодическая роль Васи Векшина). В результате Шараповым, к великому неудовольствию Вайнеров, стал Владимир Конкин. Высоцкий на съемках блистал и как актер, и даже... как режиссер (Говорухин, уезжая в командировки, оставлял его за главного, и тот справлялся с работой в два раза быстрее положенного, так что киногруппа сходила с ума от бешеного темпа и позже шутя жаловалась Говорухину, что Высоцкий их умучил). Владимир Семенович поставил сцену допроса Груздева (Сергея Юрского), помог создать образ карманника Кирпича Станиславу Садальскому, приделал фотографию Вари (любимой девушки Шарапова) на дверь, где должен был спрятаться Шарапов. Высоцкий до деталей знал быт и нравы послевоенных лет. Оттого и надел Васе Векшину (Евгению Леонову-Гладышеву) на шею белое морское офицерское кашне (в таком щеголяли подростки, подчеркивая принадлежность к фронтовикам), а на руке сделал наколку «Леля» (самое модное имя тех лет). Нагрузка у Высоцкого была чудовищная, ведь он еще и в театре играл. Владимир Конкин в интервью признавался, что Высоцкий подавлял его на съемках, не терпел конкуренции в кадре: «Когда кто-то рядом делал что-то неплохо, у него это вызывало желание быть лучше. И не всякий раз это было деликатно и корректно. Усмирять Владимира Семеновича мог только Говорухин, его друг... А иногда ситуации были на грани серьезного конфликта. Владимир Семенович ведь был человек спонтанный. Его благорасположенность ко мне вдруг менялась на реакцию противоположную, если что-то делалось "не по его"...» В жизни они так и не стали друзьями. Более того, писали, что между ними пробежала черная кошка. Так уж получилось, что любимцем публики стал не милосердный Шарапов, а взрывной, иногда нахальный Жеглов. Фильм «Место встречи изменить нельзя» был завершен в 1979 году и впервые показан на День милиции, собрав миллионные аудитории. Отмечалось, что во время его последующих показов снижалось количество преступлений по стране и... расход коммунальной воды. Несмотря на всеобщее признание, сериал не получил наград. Лишь министр внутренних дел СССР вручил его создателям почетные грамоты, что помогало им при встречах с ГАИ. А за Жеглова Владимир Высоцкий посмертно удостоен Государственной премии СССР 1987 года.