Семь лучших экшен-сцен во всех «Матрицах»
Нравится вам «Матрица» или нет, глупо спорить с тем, что для своего времени этот фильм стал настолько громким прорывом, что буквально изменил окружающую нас реальность. И дело не только и не столько в эстетике темных плащей и зеркальных очков, общеупотребимой философии и создании целой параллельной вселенной смыслов и подсмыслов, но и, конечно же, в невероятном экшене.
Мало какой фильм так много и часто разбирали на визуальные цитаты, как «Матрицу». Мало какой фильм так много и так часто умудрялся удивлять своими решениями, как «Матрица». Мало какой фильм так много и часто заставлял потеть наши ладошки и успорять сердцебиение до предынфарктных показателей. Все это «Матрица», и сегодня мы собрали для вас семь лучших экшен-сцен из картин, которые без преувеличения изменили нашу жизнь. И к каждой сцене мы приложили альтернативный саундтрек, чтобы слегка освежить ваши впечатления.
7. Нео и агент Смит под дождем
Саундтрек: Джерри Холлиуэлл — "It’s Raining Men"
«Матрица» и не могла закончиться иначе, как эпической схваткой Нео и Смита, вопрос был только в том, что придумают Вачовски, чтобы в третий раз войти в ту же реку. Драка в метро и «прыжок веры» Киану Ривза прямо в пупок Хьюго Уивинга — было. Сотня клонированных агентов? Было. Что ж, почему бы не добавить немного дождя и щепотку Dragon Ball Z? Будет сделано.
К третьей части стало совершенно очевидно, что «Матрица» запуталась сама в себе и с трудом может сформулировать собственную философию, ну или хотя бы путь, по которому должны двигаться герои. А потому и финальная драка Нео и Смита, судя по всему, выглядела настолько вымученной. Больше прыжков, больше воды, больше молний, больше «ударов Зохана», но катарсиса от этого совершенно не прибавилось. К тому же было очевидно, что уж с агентом Смитом Нео справится, от чего в этой драке не было совершенно никакой интриги.
Лучший момент: удар Нео в слоу-мо и челюсть агента Смита, улетающая в Лас-Вегас ближайшим рейсом.
6. Морфеус учит Нео кунг-фу
Саундтрек: Р. Келли — "I Believe I Can Fly"
А вот бой Морфеуса и Нео в первом фильме стал настоящей классикой. «Не пытайся меня ударить, ударь меня!», зависания в воздухе в позе цапли, «самая быстрая рука на Диком Западе» от Нео и, конечно, «тык в кадык», которым Томас Андерсон сильно удивил своего спарринг партнера — все эти моменты пародировались, копировались и переснимались миллионы раз и прочно вошли в историю кинематографа.
Да, эта сцена чтит память и нежно отдает дань фильмам с Брюсом Ли, но ее мастерская драматургия, выверенная хореография и точечные вкрапления графики превратили драку Нео и Морфеуса в отдельное произведение искусства.
Лучший момент: Нео и Морфеус подзывают друг друга ладошкой.
5. Нео против агента Смита в метро
Саундтрек: Валерий Сюткин — "42 минуты"
Первая «Матрица» была доверху забита крутыми драками. Иногда даже кажется, что если бы можно было перенести драку Нео против агента Смита в метро в третий фильм, то от этого стало бы только лучше, но имеем что имеем. Опять же, тут можно рассмотреть оммажи на дуэли в спагетти-вестернах, особенно в моменте, когда Нео и Смит приставляют к виску друг друга пустые пистолеты, но все эти отсылки совершенно теряются на фоне идеальной архитектуры самой драки.
Данная сцена важна и с сюжетной точки зрения, а не как очередной гротескный махач, коих стало слишком много в продолжениях. Здесь Нео наконец-то осознает свою силу и пользуется советами Морфеуса, от чего агенту Смиту вскоре наступит полный диал-ап.
Лучший момент: Нео резким движением отряхивает с себя пыль, заявляя о серьезности своих намерений. Но на самом деле, лучший момент в этой сцене случился уже сильно после самой драки, когда Нео выскочил на улицу, потом пробежал несколько этажей к телефону, открыл дверь в надежде выбраться из Матрицы, как вдруг…
4. Перестрелка в лобби отеля и сотни пуль прямо в сердечко
Саундтрек: Dirty Pretty Things — "Bang Bang You're Dead"
Да, чаще всего здесь не дерутся, а стреляют, но несколько солдат все равно пару раз вполне себе по старинке получают в бубен, так что тоже считается. Да и вообще, кто из тех, кто впервые тогда смотрел «Матрицу», мог понять, что в эти несколько минут он наблюдает за тем, как творится история? Ничто не предвещало беды, но как только Нео расправил свой плащ, под которым оказались «Guns. Lots of guns»...
Это было похоже на какое-то безумие, потому что никто и никогда не снимал перестрелки настолько сочно, динамично, слоу-мошно, стильно… гениально! В этой сцене совпало буквально все, от саундтрека до прикладных эффектов, разумного рапида и божественной хореографии. Восторг в чистом виде, и сколько бы лет ни прошло, таким же он и остается.
Лучший момент: отвалившийся кусок гранита в самом конце сцены.
3. Битва за Зион
Саундтрек: Боб Марли — "Iron Lion Zion"
Вачовски прекрасно понимали, что это единственная большая сцена, которая произойдет за пределами Матрицы, поэтому подошли к ней во всех смыслах во всеоружии. К тому же в предыдущих частях нам уже показывали, насколько опасны Стражи даже по одиночке, так что логичным решением было выпустить их всех и натравить на Зион в поисках кузькиной матери.
То тут, то там можно встретить претензии к этой сцене в том моменте, что нам несколько минут приходится наблюдать, как злые мужчины в экзокостюмах стреляют куда-то в небо и кричат, но эпичности все это не умаляет. Да и Вачовски отлично обманули наши ожидания, когда на сцене появился Морфеус со своим вечно заряженным электромагнитным импульсом. Согласитесь, до этого еще ни разу один из главных героев франшизы не выглядел как нашкодивший котенок.
Лучший момент: героическая жертва капитана Мифуне.
2. Нео дерется с бесконечными копиями агента Смита
Саундтрек: Dead or Alive — "You Spin Me Round (Like a Record)"
Мы так много говорим про заслуги Вачовски, но просто обязаны отдать должное человеку, который непосредственно отвечал за постановки драк в «Матрице» — Юэнь Ву-пину. Без него все фильмы франшизы просто-напросто были бы другими, поэтому почетного китайского мастера без преувеличения можно назвать одним из соавторов фирменного стиля «Матрицы» (а также «Убить Билла», «Крадущегося тигра, затаившегося дракона» и многих других картин).
Закадровая работа Ву-пина была великолепна и до этой сцены, но здесь он показал, насколько креативным и безумно педантичным он может быть в том, что делает. С каждой секундой хореография драки все усложняется и усложняется, и в один момент ты просто не можешь себе представить, насколько сложно все это было снять, даже при наличии компьютерной графики. Браво, Юэнь Ву-пин.
Лучший момент: Нео использует металлическую трубу, чтобы раскрутиться вокруг своей оси и раздать по серьгам еще паре Смитов.
1. Погоня за Мастером ключей
Саундтрек: Високосный Год — "Тихий Огонек"
Даже если весь сюжет второй «Матрицы» напрочь вылетел из вашей головы, бьемся об заклад, что эта сцена в первую очередь всплывает в вашей памяти, когда речь заходит о «Перезагрузке». Чтобы ее отснять, пришлось построить два километра трехполосного шоссе и потратить три месяца на съемочный процесс. И несмотря на почти 20 лет с того момента, до сих пор понятно, что погоня за Мастером ключей отрабатывает каждый вложенный в себя доллар.
Бешеный темп, отличный монтаж, зубодробительный саундтрек, божественная боевка, самурайский меч-убийца, уместный и почти незаметный CGI (насколько это было тогда возможно), да даже легкий юмор… Что еще нужно, чтобы назвать эту сцену одной из величайших погонь в истории? Плюс стало наконец понятно, откуда взяли идею той рекламы с Ван Даммом, где он садился на шпагат между грузовиками. «Матрица» — начало всех начал, ни дать ни взять!
Лучший момент: Морфеус роняет Запад и джип при помощи самурайского меча-убийцы, а потом достает пистолет-пулемет и стреляет в днище машины, и она такая — бэ-э-эм! А потом агент прыгает на капот машины, и она такая — бэ-э-эм! В общем. У этой сцены просто нет слабых мест.