Никита Сергеевич Михалков
Дата рождения:
21.10.1945
Место рождения:
Москва, СССР
Биография
Никита Сергеевич Михалков родился 21 октября 1945 года в Москве. Его отец — Сергей Михалков, потомок старинного дворянского рода, поэт и драматург, один из авторов гимна Советского Союза, а затем и гимна России. Мать — поэтесса и переводчица Наталья Кончаловская, дочь художника Петра Кончаловского и внучка Василия Сурикова. Старший брат — режиссер Андрон (Андрей) Михалков-Кончаловский. Старшая сестра — Екатерина, дочь Натальи Кончаловской от первого брака.
В кино Никита Михалков начал сниматься еще школьником, сыграв эпизодические роли в фильмах "Солнце светит всем" (1959), "Тучи над Борском" и "Приключения Кроша" (1961). Но всенародная известность пришла к актеру после выхода на экраны картины "Я шагаю по Москве". В премьерный год будущий режиссер поступил в Театральное училище им. Б.В. Щукина. На втором курсе Михалков женился на Анастасии Вертинской, а в 1966 году у супругов родился сын Степан. Во время учебы актер продолжает активно сниматься в кино. Так, он играет самого себя в фильме "Не самый удачный день" (1966), поставленном по повести Юлиана Семенова "Дунечка и Никита". Однако, по правилам знаменитой "Щуки", участие в кинофильмах студентам строжайше запрещено. В итоге в 1966 году Михалкова отчисляют из училища.
После Щукинского известного уже всей стране актера принимают на 2-й курс режиссерского факультета ВГИКа в мастерскую Михаила Ромма. Во время учебы во ВГИКе постепенно становится понятным, что брак Михалкова с Анастасией Вертинской не сложился. Супруги расходятся.
Дипломной работой будущего любимца зрителей стал короткометражный фильм "Спокойный день в конце войны" (1970), снятый по сценарию Рустама Ибрагимбекова. В этой картине свою первую роль в кино сыграл Юрий Богатырев. В том же году на экраны вышла лента Василия Паскару "Риск" о советских разведчиках, сценарий для которой написали Михалков и Эдуард Володарский. Кроме того, молодой режиссер активно сотрудничал с киножурналом "Фитиль", основанным его отцом, и в начале 70-х снял для него несколько сюжетов.
Сразу после окончания института Никита Михалков ушел служить на Тихоокеанский флот. Вернувшись через два года в Москву, он женился на манекенщице Татьяне Соловьевой и снял свой первый полнометражный фильм "Свой среди чужих, чужой среди своих", для которого сам написал сценарий (вновь с Володарским) и в котором сыграл одну из главных ролей. В год выхода картины у Никиты и Татьяны родилась дочь Анна, а еще через год — сын Артем.
Михалков уже в начале своей карьеры охотно обращался к историческим и "классическим" сюжетам. "Свой среди чужих, чужой среди своих" — элегический вестерн о противоборстве чекистов и бандитов в 20-е годы ХХ века, "Раба любви" — история о российских кинематографистах времен Гражданской войны, "Неоконченная пьеса для механического пианино" (1977) — импровизация по мотивам произведений Антона Чехова, а "Несколько дней из жизни Обломова" — экранизация романа Ивана Гончарова.
Однако режиссер не замыкается на прошлом, и на рубеже 80-х снимает картины о современности: "Пять вечеров", "Родня" и "Без свидетелей". Не оставляет Михалков и "актерство". Зрители помнят его роли в фильмах "Сибириада" (1978), "Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона. Собака Баскервилей" (1981), "Вокзал для двоих", "Полеты во сне и наяву", "Жестокий романс".
Тем временем ситуация в стране меняться. Начинает эпоха "Перестройки". Поняв демократизацию и гласность как вседозволенность, многие общественные деятели начинают откровенно нападать на тех, кому еще вчера раздавали похвалы. Не миновала эта мода на безоглядную критику и кинематограф. В 1986 году на съезде Союза кинематографистов СССР Никита Михалков выступил с резкой речью в защиту Сергея Бондарчука. В итоге защитник "свергнутых кумиров" нашел неприятности на свою голову. Ленту "Очи черные" (1987) по мотивам рассказа А.П. Чехова "Дама с собачкой" с Марчелло Мастроянни в главной роли критики в СССР критики приняли в штыки. С этого момента почти все фильмы Михалкова будут отчаянно раскритикованы.
В период работы над картиной "Очи черные" у него родилась дочь Надя.
В 1987 году Михалков пришел к выводу, что нужно создавать собственную студию, вскоре появилось творческое объединение "ТРИТЭ". На ней были сняты все фильмы режиссера последних лет. Одним из них стал "Урга: территория любви", самая "фестивальная" картина: "Золотой лев" Венецианского фестиваля, Гран-при "Кинотавра", "Ника" за лучшую режиссуру и номинация "Лучший иностранный фильм" премии "Оскар". Работу Никиты Михалков, наконец, оценило и руководство страны: он был удостоен Государственной премии РФ.
Теперь трудно сказать, понравилась бы или нет притча о монгольской семье широкому зрителю, показ шел в ограниченном числе кинотеатров: отечественный кинопрокат находился в катастрофическом положении. В любом случае, следующие картины Никиты Михалкова уже были в равной степени ориентированы и на широкую публику, и на взыскательных членов жюри различных фестивалей и премий. "Утомленные солнцем" получили Гран-при в Каннах и "Оскар", а режиссер — еще одну Госпремию. Трижды лауреатом Государственной премии РФ Михалков стал благодаря "Сибирскому цирюльнику".
В 1990-е годы Никита Сергеевич активно занялся общественной деятельностью, став в 1993 году председателем Президиума Российского фонда культуры, а в 1998-м возглавив Союз кинематографистов России. Кроме того, после "Сибирского цирюльника", где режиссер сыграл Александра III, поползли слухи (впрочем, совершенно беспочвенные) о том, что он хочет стать президентом страны или даже царем (Михалков никогда не скрывал своих монархических взглядов). Как бы то ни было, автор популярнейших картин в конце 90-х на несколько лет практически ушел из кино: из его работ можно отметить лишь документальные фильмы "Отец" (2003) и "Мама" (2003), посвященные родителям. Да и актерская работа остановилась: зрители увидели Михалкова на экране только в 2005 году в фильмах "Жмурки" и "Статский советник". Затем последовала роль в "Мне не больно" и в "Тупом жирном зайце". Одновременно Никита Сергеевич возвращается и к режиссуре: в конце 2005 года он приступает к работе сразу над двумя проектами: "Утомленные солнцем 2" и "12" (римейк картины Сидни Люмета "12 разгневанных мужчин").
Для современного российского кино Михалков — фигура крайне неоднозначная. Он, безусловно, один из самых влиятельных людей в отечественной киноиндустрии и, возможно, самый титулованный режиссер страны. Однако активное участие Михалкова в общественной и политической жизни вызывают у многих негативную реакцию. В частности, его деятельность в качестве председателя Союза кинематографистов РФ и президента ММКФ (этот пост он бессменно занимает с 1999 года), связанные с нею постоянные скандалы, превращают его в глазах общественности в личность довольно одиозную — пусть и очень обаятельную.[/url][/url]