Роман Полански
Режиссер
Родился: 18 августа 1933 , Париж, Франция
Сайт: http://romanpolanski.free.fr/
Культовый режиссер, один из крупнейших кинематографистов послевоенного времени, уроженец Парижа еврейского происхождения, настоящее имя Раймунд Роман Либлинг, вырос в Польше и работал преимущественно в Великобритании (1963—1967), США (1968—1976) и Франции (после 1976). Когда ему было три года, его родители вернулись в Польшу, в Краков. Во время немецкой оккупации мать погибла в концлагере Освенцим, отцу удалось выжить в концлагере Маутхаузен. Во время войны Полански попеременно жил в разных польских семьях, но, в конце концов попал в краковское гетто для евреев, и чудом сумел остаться в живых. Восьмилетнему Роману приходилось быть живой мишенью для развлекавшихся гитлеровских солдат. Потом режиссер напишет в своей книге: «Чтобы выжить, Ромэк стал грубым и сильным, он привык мыться один раз в три месяца, зимой и летом ходить без белья и носков». В 1945 году он сумел отыскать отца, который направил его учиться в техническую школу.
Однако Роман нашел себя в другом — вскоре начал работать на детском телевидении, а в 1955 году снялся в фильме Анджея Вайды «Поколение». Именно по рекомендации Вайды Полански поступил в киношколу в городе Лодзи и закончил ее в 1959 году.
В 1958 году, его студенческая работа «Двое мужчин и шкаф» получила пять международных премий, включая бронзовую медаль Всемирной ярмарки в Брюселле.
Мировую известность Полански приносит его полнометражный кинодебют "Нож в воде" (1962). Ограничив место действия фильма пространством яхты, на которой находятся трое людей, режиссер создает чрезвычайно напряженную драму о противостоянии характеров.
«Нож в воде» получает приз ФИПРЕССИ на кинофестивале в Венеции и выдвигается на «Оскар» в номинации «лучший иностранный фильм».
Благодаря триумфу «Ножа в воде» он получил приглашение работать в Европе. Свой второй полнометражный фильм Полански снял в Лондоне, в 1965 году. Он снова использовал идею ограниченного пространства и нагнал напряжение на уровне лучших фильмов Альфреда Хичкока. В «Отвращении» героиня юной Катрин Денев поселяется одна в квартире и, попадая под власть своих галлюцинаций, сходит с ума. В замкнутом мире квартиры (тема квартиры появится в творчестве Полански еще не раз) стены выпрастывают мертвые руки, чтобы гладить свою хозяйку, шнуры от ламп вьются, чтобы обнимать ее, шкафы распахивают дверцы, чтобы слиться с нею. «Отвращение» до сих пор считается образцом удачного соединения гения и патологии — союз, заключенный против нормы.
Фильм «Отвращение» получил Серебряного Медведя и приз ФИПРЕССИ на кинофестивале в Берлине.
В следующем, 1966 году вышел его фильм «Тупик» и получил на Берлинском фестивале уже «Золотого медведя».
Первую свою цветную картину — «Бал вампиров, или, Извините, но у меня в шее ваши зубы» Полански снял в 1967 году. Этот очень смешной и стильный фильм, похож скорее не на готические ужасы Европы, а на фантазии Гоголя из «Вечеров на хуторе близ Диканьки». Сам Роман Полански очень хорошо сыграл слугу, одержимого поиском вампиров профессора. Кстати, Полански очень много работал как актер, и снялся почти во всех своих фильмах.
После успеха «Бала вампиров» режиссера пригласили снимать в Америку, где он экранизировал роман Айры Левина «Ребенок Розмари», о девушке, которую секта использует для зачатия ребенка от Сатаны. Главные роли в этом фильме сыграли Джон Кассаветис (режиссер, лидер авторского, независимого кинематографа США того времени), и Миа Фэрроу. Уникальность постановки Полански оказалась в том, что он не расставил точки, сместил грань между реальностью и вымыслом и до конца не понятно: действительно ли Розмари беременна от дьявола или происходящее — лишь порождение ее воспаленного сознания.
Фильм «Ребенок Розмари» вышел в 1968 году, и получил, помимо других многочисленных наград, «Оскар» в категории «лучшая актриса второго плана».
После этой картины Полански признали одним из самых талантливых и перспективных режиссеров Голливуда. Но в итоге эта лента о дьявольской секте превратилась в реальный кошмар для самого режиссера. Банда Чарльза Мэнсона жестоко убила беременную жену Полански — актрису Шарон Тейт.
После убийства Тейт он уехал в Европу. В 1971 снял фильм «Макбет». Национальный совет кинокритиков США назвал «Макбет»Полански лучшим фильмом года.
В Америку режиссёр вернулся в 1974-м, чтобы снять фильм по сценарию Роберта Тауна "Китайский квартал" с Джеком Николсоном и Фэй Данауэй в главных ролях. Фильм сделан в жанре «черного фильма», популярного в Голливуде в 1940-1950-е гг.
«Китайский квартал» получил премии «Золотой глобус» как лучший фильм-драма и за лучшую режиссуру, а также принес сценаристу Роберту Тауну «Оскар» за его великолепную работу.
В 1976 Роман Полански снял фильм- триллер «Жилец», о человеке, одержимом паранойей. Действие разворачивается, как и в «Отвращении», в отдельно взятой квартире, а главную роль Полански сыграл сам.
В 1977 году Полански был обвинен в изнасиловании тринадцатилетней девочки Саманты Гейли в доме актёра Джека Николсона в Лос-Анджелесе. Фотомодель Гейли вспоминала, что Полански дал ей шампанское и наркотик. После ареста и предъявления обвинений Полански, до вынесения приговора был отпущен под залог. Но 1 февраля 1978 года, непосредственно перед вынесением приговора, бежал из США в Великобританию, а затем, чтобы избежать экстрадиции, во Францию. Больше он в США не возвращался.
Во Франции, спустя два года, в 1979-м, вышел фильм «Тесс» по роману Томаса Харди «Тесс из рода д’Эрбервиллей». В этом фильме заглавной роли впервые снялась 15-летняя Настасья Кински. Эту картину Полански посвятил своей убитой жене Шэрон Тэйт.
«Тесс» был номинирован на «Оскар» в категории «лучшая режиссура» и получил премию «Сезар».
Затем последовали «черная» комедия «Пираты»(1986), триллер «Неистовый» (1988), в котором снялся Харрисон Форд и эротическая мелодрама «Горькая луна» (1992), драма «Смерть и дева» (1994), по пьесе Ариэля Дорфмана, и «Девятые врата» (1999). В мистическом триллере "Девятые врата" снимались Эмманюель Сенье и Джонни Депп.
Эмманюэль Сенье – стала третьей женой режиссера. Их свадьба состоялась в 1989 году. У Романа и Эммануэль родились двое детей.
В 2001 Роман Полански начал работать над фильмом «Пианист». В основу сюжета легли мемуары известного польского музыканта и композитора Владислава Шпильмана, которого спас от смерти во время Второй Мировой Войны немецкий офицер. Пианист, семья которого погибла в Треблинке, после окончания войны вновь приступил к работе на радио и впоследствии стал известным композитором. Его воспоминания были опубликованы во многих странах. Он умер несколько лет назад в возрасте 88 лет.
«Самое ценное в этих воспоминаниях то, что они не носили для меня слишком личный характер, но повествовали о событиях, которые я очень хорошо знал и помнил. Рассказ Шпильмана помог мне восстановить картину прошлого», — рассказывал 68-летний режиссер, который впервые обратился к теме знакомой ему не понаслышке.
Главную роль в фильме сыграл актер Эдриен Броуди. Чтобы лучше вжиться в образ, Броуди учился играть на пианино, занимаясь каждый день. Часть музыки, звучащей в фильме, исполняется самим актером. «Полански, родившийся во Франции и переехавший со своими родителями в Польшу за два года до начала Второй мировой войны, сохранил в своей памяти мельчайшие детали этого страшного периода — от нацистской формы до дорог, по которым входили части фашистской армии. Когда нам надо было добиться большей выразительности, он рассказывал то, что произошло с ним лично», — вспоминал потом сценарист Рон Харвуд.
Идея подобной картины всегда жила в Романе Полански, но видимо он чего-то ждал, и все это время искал материал для своего фильма, ибо не хотел пересказывать собственную историю буквально.
В мае 2003 года фильм «Пианист» получил «Золотую Пальмовую Ветвь» на кинофестивале в Канне. В 2004 — французскую кинопремию «Сезар», за лучший фильм года и лучшую режиссуру. В том же году — призы Британской Академии Киноискусства за лучший фильм и режиссуру. Затем – «Оскары» в категориях «лучшая режиссура», «лучший адаптированный сценарий» и «лучшая мужская главная роль».
В 2005 году Полански экранизировал роман Диккенса "Оливер Твист".
В 2010 году Полански должен был выпустить фильм по роману Роберта Харриса "Призрак", который снимался в Берлине. В главных ролях — Эван Макгрегор и Пирс Броснан. Но съемки были остановлены из-за ареста режиссера 26 сентября 2009 года.
Роман Полански был арестован в Швейцарии, куда прибыл для получения кинопремии. Ордер, выданный полиции властями США, датирован ещё 1978 годом. Согласно американским законам принцип давности на него не распространяется, потому что режиссёр скрылся от суда.
Швейцарский министр юстиции заявил, что гражданин Франции Роман Полански будет находиться в заключении до выдачи властям США. Саманта Геймер уже неоднократно заявляла, что готова снять все обвинения с Полански. Но ее заявления, а также заявления ее родителей, уже не имеют значения для правоохранительных органов.
Петицию с требованием немедленного освобождения режиссера подписали: Вуди Аллен, Мартин Скорсезе, Дэвид Линч, Вонг Кар Вай, Вим Вендерс, Этторе Скола, Педро Альмодовар, Эмир Кустурица, Микеле Плачидо, Азия Ардженто, Фанни Ардан, Моника Беллуччи, Тильда Суинтон и многие другие.