Примечательные факты
Технические подробности
Польскую актрису Барбару Брыльску в фильме дублировала Валентина Талызина, однако это не указано в титрах. Ранее Талызина пробовалась на роль Нади Шевелёвой, но не была утверждена. Талызина играет также одну из заметных ролей в фильме, но талант актрисы создал у зрителя впечатление, что слышны два разных голоса, настолько различаются их интонации.
Алла Пугачёва и Сергей Никитин, исполнившие песни за героев Барбары Брыльской и Андрея Мягкова, не упомянуты в титрах фильма.
Эльдар Рязанов сыграл в картине одну из характерных для него эпизодических режиссёрских ролей — раздражённого пассажира в самолёте, на которого постоянно сваливается спящий Лукашин.
В качестве типового дома по адресу 3-я улица Строителей, 25, в фильме снят панельный дом, расположенный в Москве по адресу проспект Вернадского, 125. Однако, этот предположительно типовой дом построен по экспериментальному проекту, реализованному всего в трёх домах на этом проспекте. В 2003 году на стене дома была открыта мемориальная табличка.
В одном из эпизодов фильма по Надиному телевизору идёт фильм «Соломенная шляпка». В частности, на экране видна Людмила Гурченко, которую Эльдар Рязанов снимал во многих своих фильмах. В «Иронии судьбы» для Гурченко роли не нашлось, но Рязанов всё же «снял» её в фильме таким оригинальным способом. В этом же эпизоде вместе с Людмилой Гурченко можно увидеть и Андрея Миронова, который пробовался на роль Жени, но не был утверждён.
На роль Нади Шевелёвой пробовались многие советские актрисы, в том числе и любимые Рязановым — Людмила Гурченко, Валентина Талызина, Светлана Немоляева и др. Однако Рязанов посчитал эти пробы неудачными. После просмотра скандального (излишне эротического по советским понятиям) польского фильма «Анатомия любви», где главную женскую роль (Ева) исполнила красавица Барбара Брыльска, Рязанов принял решение пригласить Б. Брыльску на пробы «Иронии».
На роль Ипполита был вначале утверждён Олег Басилашвили. Однако в дни съёмок скончался его отец, а затем ушёл из жизни артист Большого драматического театра Ефим Копелян, в связи с чем Басилашвили не смог приехать на съёмки. В связи с этим в начале марта Рязанов попросил сыграть эту роль Юрия Яковлева.
Киноляпы
C 1970 года на внутренних авиалиниях был введён паспортный контроль, поэтому Лукашин не мог сесть в самолёт по чужому билету. Кроме того, человека в таком состоянии просто не пустили бы в самолёт. Этот ляп объясняется тем, что пьеса-первоисточник была написана до нововведения.
В титрах, открывающих фильм, допущена опечатка: в слове «исключительно» пропущена буква «Л» (во фразе «Совершенно нетипичная история, которая могла произойти только и искючительно в новогоднюю ночь»).
Женя улетает в Ленинград из аэропорта Домодедово, из которого рейсов в Ленинград тогда не было, на самолете Ту-134, которые летали по этому маршруту в тот год только из Внуково, и рейсом номер 392, который выполнялся из Йошкар-Олы в Москву. В СССР номера рейсов из Москвы были нечётными.
Когда Женя летит в Ленинград, в небе показан самолёт Ту-134, салон — Ту-114.
Когда Женя показывает Наде паспорт с пропиской, и она берёт его в руки — крупно показано, что она читает паспорт, держа его вверх ногами.
Ленинградский номер телефона Нади — шестизначный (14-50-30). А номер аварийной лифтовой службы в подъезде — московский, семизначный. Семизначные телефонные номера в Ленинграде были введены в 1976 году.
Женя выбрасывает в окно фотографию Ипполита, а позднее Надя поднимает из снега уже фотографию не Юрия Яковлева, а Олега Басилашвили, который ранее получил роль Ипполита и снялся в нескольких эпизодах, но вынужден был отказаться из-за смерти отца. Этот кадр переснять уже не успели, из-за того что наступила весна и снег растаял.
Хорошо заметно, что метёт метель и очень холодно, но на Исакиевском соборе снега нет. На самом деле, во время съёмок (февраль-март) снега не было, и улицы посыпали пенопластом и ватой.
Надя садится в такси к одному шофёру, а когда выходит у Московского вокзала, шофёр уже другой. При этом сцена покупки билета снята в Центральном железнодорожном бюро обслуживания пассажиров на канале Грибоедова, 24 («кассы на Грибоедова»).
Надя гуляет в предрассветной мгле по набережным Невы в районе Петропавловки, однако в некоторых кадрах за её спиной мелькает Москва (1-й Краснокурсантский проезд в районе Екатерининского дворца). Кроме того, маршрут ночной прогулки Нади по Ленинграду (Исаакиевская площадь, Петропавловка, Александринский театр) в реальности занял бы несколько часов. За спиной актрисы проезжает трамвай серии МТВ-82, в те времена типичный для Москвы, но не использовавшийся в Ленинграде. Тот же переулок и трамвай МТВ-82 видны и когда Ипполит выходит из телефона-автомата после первого звонка Наде.
Ипполит приезжает к Наде и ставит свои «Жигули» перед подъездом. Когда он идёт к подъезду, хорошо видно месторасположение машины по отношении к крыльцу (машина загораживает собой половину прохода к ступеням крыльца), и заметно наличие на ней слева сзади длинной антенны. Однако когда Ипполит в гневе выбегает из подъезда и садится в машину — заметно, что, видимо, хулиганы не только сняли с машины антенну, но и из вредности передвинули машину минимум на пару метров вперёд (теперь машина полностью загораживает проход к ступеням крыльца), и даже перекрасили из оранжевого в фиолетовый.
Ипполит заходит в подъезд, снимая перчатки. Идя к лифту, он снимает перчатки ещё раз.
Когда Ипполит выбегает из подъезда и садится в машину, на заднем стекле «Жигулей» — толстый слой снега. В следующем же кадре сидящий за рулём Ипполит оглядывается и сквозь это же стекло видит бегущего за машиной Женю. Снега на стекле уже нет.
В сцене заноса на льду машина Ипполита бьётся об облицовку набережной, её разворачивает битым боком вперёд — и в кадре этот бок опять оказывается целым.
В сцене, когда Женя в своей квартире дурачится над столом в присутствии своей мамы, у неё на плече висит полотенце. В следующем кадре оно исчезает, затем появляется снова.
Когда Павел приходит в гости к Жене, мама Жени дважды забирает у Павла бутылку шампанского.
Открывая дверь в квартиру Нади, Женя держит ключ в левой руке, а портфель в правой. После того как Женя зашел в квартиру, вещи в его руках меняются местами.
Вернувшись домой, Надя снимает со шкафа платье и несёт его в зал на вешалке. В следующем кадре вешалка отсутствует.
В одной сцене Надя произносит: «Моё платье, я забыла одеть праздничное платье». Кому как не ей, учителю русского языка и литературы, знать, что правильно нужно говорить в данном случае «надеть», а не «одеть».
Удивительно, что Надя и Ипполит дарят друг другу новогодние подарки не с приходом Нового о года, как принято, а сразу же. (Впрочем, как это и делают многие пары).
Когда друзья, сидя в бане, собрались выпить водки, то герой Г. Буркова достал шоколадку, сказав, что это какая-никая, но все-таки закуска. Однако за несколько минут до этого видно, что когда герой А. Ширвиндта покупает пиво, - на прилавке целая гора апельсинов и яблок. Что помешало друзьям закусить свежими фруктами, если только не нехватка денег? (Да и закусывать "ерш" фруктами...)
Прочие факты
В Москве с 1958 года существовала 3-я улица Строителей, но в 1963 году её переименовали — теперь это улица Марии Ульяновой[4], а дом 25 по этой улице — хрущёвская пятиэтажка. В Ленинграде (Санкт-Петербурге) 3-ей улицы Строителей не существовало никогда, зато существовала просто улица Строителей, находящаяся в промзоне Красногвардейского района; ныне эта улица носит название Бокситогорская.
В начале фильма, когда Павлик едет к Жене, используется автобус ЛиАЗ-677, в то время очень популярная модель автобуса. В этом же самом автобусе (номерной знак «87-59 мна») Женя едет домой, вернувшись из Ленинграда в Москву.
Почти сразу же после ухода Жени Ипполит включает телевизор, по которому идет «Соломенная шляпка» — фильм Леонида Квинихидзе, впервые показанный 31 декабря 1974 года, что определяет время действия «Иронии судьбы». Главные роли в «Соломенной шляпке» сыграли Андрей Миронов и Людмила Гурченко. Они же пробовались на главные роли в «Иронии судьбы».
Принято считать, что в СССР фильм показывали в новогодние праздники ежегодно. Это заблуждение. С 1986 г. (из-за антиалкогольной кампании) ЦТ обходило картину и не включало в праздничную программу. Так продолжалось до новогодних праздников 1990 года.
В 1996 г. впервые на телевидении фильм был показан не в «новогоднее» время — он шёл весной в ретроспективе фильмов Э. Рязанова на канале ОРТ.
Современные телепоказы фильма преподносят «сюрпризы»: 1 января 2010 г. во время утреннего показа по 1 каналу была показана односерийная версия фильма (купюры в основном за счет мелких реплик и диалогов, в частности, например, разговор Лукашина с Надей после неудачной попытки первого догнать автомобиль Ипполита).
Временные коллизии
Женя прилетает в Ленинград в 21:10[10]. В доме Нади он появляется в 22:30, потратив на дорогу 1 час 20 минут. Надя приходит домой в 22:45. Жене удалось вздремнуть всего 15 минут. В совершенно пьяном виде он уходит от Нади позже 11 часов; а когда встречает с ней Новый год и пьёт шампанское, то производит впечатление совершенно трезвого человека. В реальности для этого понадобилось бы не меньше полусуток.
В Пулковском аэропорту пассажир (Готлиб Ронинсон), услышав сообщение о задержке его рейса в Красноярск, сокрушается, что теперь он Новый год в лучшем случае встретит в кресле самолёта, в воздухе. Но в тот момент Новый год в Красноярске уже наступил. Разница с Ленинградом 4 часа. Между тем до Красноярска и так лететь гораздо дольше 2 часов 50 минут, по его же словам, оставшихся до полуночи. Новый год он в любом случае встретил бы в кресле. А для того, чтобы встретить Новый год в Красноярске, пассажир должен был вылететь не позднее 16:00.
Надя гуляет по Ленинграду в предрассветной мгле, когда она возвращается домой, уже становится совсем светло, а после этого Женя успевает на первый самолёт в 7 утра, хотя в это время зимой ещё совсем темно.